На Главную
На страницу Опель
Motronic M 1.5
Принципиально система впрыска топлива "Motronic" представляет из себя комбинированную систему с распределенным впрыском, т.е. на каждый цилиндр установлена отдельная форсунка. Каждая из основных форсунок управляется индивидуально или синхронно с другими ЭУУ. Кроме того, на впускном коллекторе установлена дополнительная пусковая форсунка, управляемая сигналом термореле или с ЭУУ.
Система впрыска включает в себя электромеханический топливный насос; фильтр тонкой очистки топлива; аккумулятор-распределитель топлива; регулятор давления топлива в системе; топливный демпфер; ЭУУ; регулятор холостого хода (ХХ); форсунки по одной на каждый цилиндр; пусковую форсунку; расходомер воздуха; элементы контроля углового положения коленчатого вала; термореле; датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя; датчик верхней мертвой точки (ВМТ); элементы контроля положения дроссельной заслонки; элементы зажигания и управляющие реле.
В каждой конкретной модели автомобиля могут быть несущественные отличия, связанные с присутствием, кроме основных перечисленных, дополнительных датчиков и элементов топливной системы (обычно на двигателях большого объема 2,5 – 3,0 л).
1 Топливный бак |
15 Датчики дроссельной заслонки |
2 Топливный насос |
16 Расходомер воздуха |
3 Топливный фильтр |
17 Датчик температуры воздуха |
4 Аккумулятор топлива |
18 Лямбда-зонд (кислородный датчик) |
5 Топливный демпфер |
19 Термореле |
6 Регулятор давления топлива |
20 Датчик температуры охлаждающей жидкости |
7 ЭУУ |
21 Регулятор ХХ |
8 Катушка зажигания |
22 Винт регулировки ХХ |
9 Распределитель зажигания |
23 Датчик верхней мертвой точки (ВМТ) |
10 Свеча зажигания |
24 Датчик положения коленчатого вала |
11 Инжектор |
25 Аккумуляторная батарея |
12 Пусковая форсунка |
26 Замок зажигания |
13 Регулятор состава смеси |
27 Управляющее реле |
14 Дроссельная заслонка |
28 Реле бензонасоса |
Функционирует система впрыска следующим образом: топливный насос (2) через фильтр тонкой очистки топлива (3) под давлением подает топливо к аккумулятору-распределителю топлива (4) и далее к форсункам (11 и 12). На конце аккумулятора-распределителя топлива установлен механический регулятор давления топлива в системе (6), который обеспечивает оптимальное давление топлива, включая зависимость от разрежения во впускном тракте двигателя.
При превышении необходимого в конкретный момент давления топлива в системе, регулятор давления через топливный демпфер (5) возвращает излишки топлива обратно в топливный бак. За счет постоянного давления и рециркуляции топлива в системе исключается возможность образования паров топлива.
Установленные на впускном коллекторе в непосредственной близости к впускным клапанам форсунки (11) обеспечивают хорошее смесеобразование. Управляются они посредством ЭУУ по вложенным алгоритмам. Чем дольше открыта форсунка, тем больше обогащается топливная смесь. Время открытия форсунок ЭУУ вычисляет в зависимости от выходных сигналов датчиков. Таким образом учитывается температура двигателя, количество всасываемого воздуха и его температура, положение дроссельной заслонки, обороты двигателя.
Кроме того, в систему управления может быть включена обратная связь по лямбда-зонду (18). При наличии датчика содержания кислорода в выхлопных газах (лямбда-зонд), установленного, обычно, на выхлопной трубе перед каталитическим преобразователем, ЭУУ регулирует смесеобразование с учетом сигналов данного датчика. ЭУУ прекращает подачу топлива в цилиндры двигателя, если достигнут предел оборотов коленчатого вала и в режиме принудительного холостого хода. Количество оборотов коленчатого вала контролируется по датчику (23), а угловое положение коленчатого вала по соответствующему датчику (24).
Температуру двигателя ЭУУ контролирует по сигналам датчика температуры охлаждающей жидкости (20) на некоторых моделях двигателей установлены 2 датчика: один для контрольного индикатора температуры охлаждающей жидкости на панели приборов и второй – датчик температуры двигателя для ЭУУ, количество воздуха по сигналу расходомера всасываемого воздуха (16), а его температуру по термодатчику (17). Положение дроссельной заслонки контролируется по сигналам датчика углового положения дроссельной заслонки (потенциометр) и выключателя крайнего ее положения (15).
При пуске холодного двигателя по сигналу термореле (19) включается дополнительная форсунка (12), за счет чего и производится обогащение смеси, необходимое для пуска двигателя. За счет регулятора дополнительной подачи воздуха (21) поддерживаются необходимые обороты коленчатого вала двигателя.
Впервые минуты после старта и до частичного прогрева двигатель работает на повышенных оборотах и при обогащенной смеси. Таким образом, чем ниже окружающая температура, тем большее количество топлива вбрасывается в цилиндры во время старта и тем больше вероятность отказа каких-либо компонентов двигателя, связанная с чрезмерной нагрузкой. Кстати, если при сильном морозе первый пуск двигателя был неудачным, то повторный целесообразно произвести, подождав 30 - 40 секунд, в противном случае ЭУУ вносит в память определенные корректировки и в следующий раз в цилиндры впрыскивается менее обогащенная смесь, такая же, как и при запуске уже прогретого двигателя.
По сигналам датчика ВМТ (23) и датчика углового положения коленчатого вала (24) ЭУУ регулирует угол опережения зажигания.
Проверка элементов системы Motronic M 1.5
Цифровая система управления двигателем обеспечивает точность управления зажиганием и впрыском топлива при любых условиях эксплуатации. Контроллер выполняет следующие основные функции:
- управление системой впрыска топлива
- управление системой зажигания и регулирование момента зажигания
- управление пуском холодного двигателя
- регулирование режима холостого хода двигателя
- регулирование частоты вращения коленчатого вала
- регулирование содержания кислорода в обработавших газах (на автомобилях с нейтрализатором отработавших газов)
- самодиагностика.
Чтобы не получить травм и не вывести из строя узлы системы впрыска топлива, необходимо соблюдать следующие правила:
- Не допускать работы двигателя, если зажимы проводов плохо закреплены на клеммах аккумуляторной батареи.
- Не отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи на работающем двигателе.
- Необходимо отключить аккумуляторную батарею от бортовой сети при ее зарядке на автомобиле от постороннего источника тока двигателем
- Не запускать двигатель с помощью постороннего источника тока напряжением более 12В.
- Перед проведением работ на автомобиле с применением электросварки, в том числе и точечной, разъединить разъем контроллера.
- Снять контроллер, если автомобиль будет подвергаться воздействию температур свыше 80°С (например, перед помещением свежевыкрашенного автомобиля в сушильную камеру).
- Перед проверкой компрессии в цилиндрах двигателя отсоединить колодки от впрыскивающих форсунок, чтобы не допустить подачу топлива в цилиндры.
- Не проверять "на искру" наличие напряжения в цепи. Запрещается вставлять наконечники тестера в гнезда разъемов узлов системы впрыска топлива. Измерения разрешается производить на подводящих проводах, предварительно сняв защитный кожух разъема.
- Перед проверкой напряжения в цепи проверить степень заряженности аккумуляторной батареи. Перед проверкой соединений на "массу" отсоединить провода от клемм аккумуляторной батареи.
- Не прикасаться к выводам первичной и вторичной обмоток катушки зажигания, находящейся под напряжением
- Чтобы не допустить выхода из строя контроллера, строго соблюдать полярность подключения проводов, провода напряжения питания.
- Запрещается разъединять и соединять разъем контроллера при включенном зажигании.
- Разъединять разъем контроллера можно только через 20 с после выключения.
Проверка и регулировка холостого хода двигателя
Проверка и регулировка холостого хода выполняется на прогретом до нормальной рабочей температуры двигателе, с правильно установленными зазорами между электродами свечей зажигания и моментом зажигания, с чистым фильтрующим элементом воздушного фильтра с отключенными потребителями тока.
Частота вращения коленчатого вала на холостом ходу определяется поворотным регулятором холостого хода, который поддерживает ее по командам контроллера в пределах 720-780 об/ мин и регулировке не подлежит.
- Для проверки содержания окиси углерода (СО) в отработавших газах присоединить газоанализатор согласно инструкции, запустить двигатель на холостом ходу и проверить содержание СО, которое должно быть не более 1 %.
- При отклонении от нормы небольшой отверткой снять заглушку регулировочного винта потенциометра коррекции СО, расположенного на боковой стороне измерителя расхода воздуха и, проворачивая винт, добиться требуемой величины содержания СО.
- После регулировки поставить новую заглушку регулировочного винта потенциометра коррекции СО.
Проверка приоткрытия дроссельной заслонки.
Приоткрытие дроссельной заслонки установлено на заводе и регулировке не подлежит.
Проверка и регулировка датчика положения дроссельной заслонки (модели до 1995 г.).
- Отсоединить колодку от датчика положения дроссельной заслонки
- Присоединить омметр к выводам "2" и "18" колодки датчика и измерить омметром сопротивление, которое должно быть 0 Ом.
- Присоединить омметр к выводам "3" и "18" колодки датчика и измерить сопротивление, которое должно быть равно бесконечности.
- Если показания омметра не соответствуют данным, ослабить оба винта крепления корпуса датчика и поворачивать его против часовой стрелки до тех пор, пока не будет ощущаться сопротивление. В этом положении затянуть винты крепления корпуса датчика, после чего проверить его работу, медленно открывая дроссельную заслонку. При этом, когда заслонка только начинает открываться, должен быть слышен щелчок от срабатывания микропереключателя.
Проверка измерителя расхода воздуха.
- Отсоединить провод от минусовой клеммы аккумуляторной батареи.
- Разъединить разъем измерителя расхода воздуха. Отклоняя напорную заслонку измерителя расхода воздуха, проверить плавность его перемещения по всему ходу. При необходимости тщательно очистить внутренние поверхности от смолистых отложений с помощью подходящего растворителя.
- Последовательно присоединяя омметр к парам выводов "2" и "4", "4" и "3", "4" и "1" колодки измерителя, проверить соответствие его показаний требуемым величинам сопротивления.
Проверка давления подачи топлива.
- Отсоединить шланг подачи топлива от топливной магистрали и присоединить к отверстию шланга и патрубку магистрали шланги манометра.
- Запустить двигатель на холостом ходу.
- Отсоединить вакуумный шланг от регулятора давления топлива и проверить давление подачи топлива по манометру, которое должно быть в пределах 23-27 Н/см2.
- Присоединить к регулятору давления топлива вакуумный шланг и убедиться, что давление по манометру снизилось на 3-5 Н/см2.
- Остановить двигатель и следить за давлением по манометру. При снижении давления проверить работу обратного клапан топливного насоса, пережав шланг подачи топлива между топливным насосом и топливной магистралью.
- Проверить герметичность обратного клапана регулятора давления, пережав шланг слива топлива ниже регулятора.
- Если обратные клапаны исправны, проверить герметичность форсунок впрыска как указано ниже.
Проверка производительности топливного насоса.
- Разъединить разъем двойного реле управления системой впрыска и включения топливного насоса и соединить накоротко через предохранитель выводы колодки.
- Отсоединить шланг подачи топлива от распределительной магистрали и опустить конец шланга в градуированный сосуд.
- Включив зажигание, привести в действие топливный насос на 60 с и измерить количество вылившегося из шланга топлива, которое должно быть равно 1 л.
Проверка датчика температуры охлаждающеи жидкости
- Отсоединить колодку от датчика, стравить остаточное давление из системы охлаждения и вывернуть датчик.
- Поместить датчик в бачок с водой или охлаждающей жидкостью, которая может подогреваться.
- Присоединить омметр к выводам датчика.
- Включить подогрев воды и измерить сопротивление датчика, которое должно соответствовать требуемому.
Проверка датчика температуры всасываемого воздуха.
- Датчик температуры воздуха встроен в измеритель расхода воздуха и отдельно от него заменяться не может.
- Для проверки электрического сопротивления датчика присоединить омметр к выводам "4" и "5" колодки измерителя расхода воздуха и проверить сопротивление датчика, которое должно соответствовать требуемым.
Проверка поворотного регулятора холостого хода.
- Отсоединить колодку от поворотного регулятора холостого хода, присоединить омметр к выводам регулятора и проверить сопротивление, которое при температуре 20°С должно быть равно около 8 Ом.
Проверка датчика концентрации кислорода в отработавших газах.
- При нарушении работы датчика концентрации кислорода, устанавливаемого на автомобилях с нейтрализатором отработавших газов, на панели приборов загорается контрольная лампа неисправности цифровой системы управления двигателем.
- Внимание: При замене датчика концентрации кислорода его следует снимать с выпускного коллектора только после прогрева двигателя до нормальной рабочей температуры, а при установке покрывать резьбу датчика противопригарной смазкой с содержанием меди.
Проверка форсунок
- Снять с двигателя топливную магистраль в сборе с форсунками и регулятором давления топлива.
- Отсоединить колодки от форсунок, не отсоединяя от них топливные трубопроводы.
- Топливную магистраль с форсунками впрыска и регулятором давления и с присоединенными к ней шлангами подачи и слива топлива укрепить над подходящей емкостью.
- Разъединить разъем реле управления системой впрыска и включения топливного насоса, привести в действие топливный насос, замкнув накоротко выводы "30" (красный провод) и "87 В" (красно-черный провод) колодки через плавкий предохранитель на 10 А, и проверить утечку топлива через форсунки, которая не должна быть более 1 капли в минуту. Негерметичные форсунки заменить.
- Проверить правильность конуса распыла топлива форсункой, присоединяя последовательно к каждой форсунке источник постоянного тока напряжением 12 В. Распыл должен иметь конусную форму и напоминать суспензию, как при распыле из баллончика с дезодорантом, при этом не должно быть тонкой струи или капель топлива.
- Проверить сопротивление обмотки форсунок, последовательно присоединяя к их выводам омметр, показания которого должны быть в пределах 15-17 Ом.